Технологии VR/AR и 360 позволили нам собеседовать и посмотреть на стажёров в работе, понять, как они будут действовать в новых для них условиях. До внедрения VR стажеры могли быть допущены к основным операциям только через 3 месяца обучения и практики. Сейчас обучение занимает порядка трех недель и не требует серьезной вовлечённости оплачиваемых учителей, — Мария Севастьянова, руководитель направления электронного обучения в биотехнологической компании BIOCAD.
Современная медицина видит в VR/AR/360-градусном видео огромный потенциал. Эти «сквозные» технологии могут решать задачи, связанные с корпоративным обучением, безопасностью, маркетингом, внешней и внутренней коммуникацией и даже с лечением и реабилитацией.
Рассказываем, как технологии виртуальной и дополненной реальности используют в медицине, делимся яркими проектами.
Визуализация для обучения и отработки навыков
Hard skills
Виртуальная реальность отрывает человека от внешнего мира, позволяет ему сосредоточиться на обучении и дает возможность сколько угодно раз попрактиковаться и ошибаться. Технология позволяет неопытным специалистам осваивать практику параллельно с теорией, что повышает эффективность обучения, способствует процессу запоминания.
VR отлично применим там, где важно наличие опыта и отличное понимание сложных процессов. В первую очередь, это — обучение хирургов. Провести сложную операцию на сердце или изучить системы организма изнутри позволяет эта удивительная технология.
По достоинству оценили VR-обучение, как технологии для визуализации, хирурги в 2017 году. Тогда победителем престижного конкурса EdSim Challenge стал проект Virtual reality для обучения хирургов Osso VR. Исследователи доказали, VR оказался в два раза эффективнее, чем другие методы обучения.
Промышленные компании фармсектора применяют VR для обучения сотрудников работе со сложным и опасным оборудованием.
Биотехнологическая компания BIOCAD, используя очки VR, учит сотрудников готовить лаборатории к исследованиям, выполнять практические работы, предотвращать ЧП. Практиканты знакомятся с регламентом и правилами работы компании в рамках виртуальных экскурсий.
В этом году SimX выпустила две бесплатные симуляции по COVID-19 в образовательных целях. Разработчики отмечают, что проект создан при содействии врачей, столкнувшихся с пандемией в Вашингтоне и Калифорнии. Симуляции дают врачам первичное понимание работы со СИЗ, а также по диагностике и стационарному лечению.
Для тренировки практических навыков сотрудников BIOCAD мы разработали тренажёр по заправке мешка биореактора. В VR-очках сотрудник компании видит точную копию оборудования, взаимодействует с предметами. Система автоматически анализирует данные по каждому из обучаемых.
Сотрудник надевает очки и видит перед собой реальную производственную площадку. Мы также использовали этот тренажер при наборе на стажировку. В иммерсивном обучении мы видим перспективы, так как решается главная задача — воспроизведение реальных условий работы, — Мария Севастьянова.
Технологи 360-градусного видео позволяют провести реалистичный вводный инструктаж по промбезопасности. В завершении наглядного обучения сотрудники проходят интерактивный тест.
Применяют в обучении и AR. Технология позволяет в объёме рассмотреть предметы, явления, органы. Дополненная реальность даёт подсказки при взаимодействии с медоборудованием или во время проведения операций.
Разработчики Vipaar создали АR-очки, которые используют для удалённых консультаций во время проведения операций. Устройство показывает происходящее опытному хирургу и тот, в режиме онлайн, может корректировать действия коллеги.
Американская компания Onkos Surgical, занимающаяся лечением рака, использует дополненную реальность при проведении операций по удалению сложных опухолей. Программа с AR тречится на тело пациента и даёт подсказки хирургам при проведении инвазивных операций.
Технологии дополненной реальности помогают специалистам изучить устройство сложного медицинского оборудования. AR-приложение, рассказывающее об устройстве лиофильной сушилки использует BIOCAD. При помощи мобильного устройства даже в полевых условиях представляется возможным получить объёмное и полное представление о габаритах и устройстве оборудования, рассмотреть необходимые детали и узлы.
Soft skills
VR для здравоохранения необходим и там, где социальные навыки требуют профессионального уровня. Врачи должны уметь убедить пациентов бросить курить или даже сообщить о неизлечимой болезни. Поэтому медицинских работников важно обучать не только hard skills, но и soft skills. Так медикам бывает проще найти общий язык с пациентами и коллегами. Но обучать «гибким навыкам» непросто. VR же переносит обучаемого в практически любые сложные коммуникативные условия.
Например, в клиниках США в прошлом году врачей обучили в VR основам разговора с пациентами, которые необоснованно отказались прививать детей. Исследование показало, что 87% педиатров спустя месяц после обучения в VR отметили, что симуляция на практике помогла им лучше общаться с семьями.
Американские учёные провели эксперимент, чтобы доказать эффективность подготовки врачей в VR для убеждения пациентов. Двенадцать опытных врачей и девять стажеров столкнулись сначала в реальной жизни, а затем в VR c требованием женщины назначить антибиотики, хотя назначать лекарство было нельзя. В жизни 8 из 9 стажеров прописали антибиотики, и 7 из 12 врачей сделали это. После тренировки в VR в реальности все врачи смогли найти доводы, чтобы отказать пациентке.
Диагностика
VR-устройства сегодня пробуют применять для диагностики и профилактики миопии, а также ряда других проблем со зрением.
Например, в России компания Total Vision уже разработала шлем для диагностики болезней глаз. Специальные датчики, встроенные в дисплей, позволяют выявить в глазу человека «слепые зоны», которые могут указывать на те или иные недуги, связанные с ухудшением зрения. Сейчас устройство тестируют специалисты из НИИ глазных болезней Академии наук РФ .
Пытаются применять VR и для изучения вестибулярного аппарата. Исследования перспективны не только для медицины, но и для армии, космонавтики, авиации.
Реабилитация и лечение
Виртуальная реальность сегодня начинает применяться при реабилитации повреждений двигательного аппарата, адаптации после инсульта, болезни Альцгеймера, при лечении некоторых психических расстройств и облегчении симптомов хронических заболеваний.
В этом году специалисты Центра НТИ ДВФУ приступают к клиническим испытаниям VR-комплекса для реабилитации пациентов с инсультом. По мнению исследователей, VR-реабилитация на 30% ускорит восстановление после инсульта.
А исследователи из Белоруссии сейчас проводят исследование по реабилитации детей с ДЦП с помощью VR-игры. Первые результаты показывают значительное увеличение манипулятивной активности рук и повседневной активности в основной группе, где применялся тренажёр.
Сейчас в России и за рубежом активно тестируются проекты, связанные с лечением различных фобий: аэрофобии, боязнью высоты или даже пауков. Виртуальная реальность, может избавлять от различных страхов и психологических травм за счёт возможности погрузить человека в реалистичное место, где пациент постепенно встречается со своими виртуальными фобиями.
Маркетинг и реклама
Высока эффективность иммерсивных технологий в маркетинге фармацевтических компаний. Из-за невысокой распространенности VR-устройств виртуальная реальность чаще применяется в рамках выставок, мероприятий. А приложения с функцией AR и 360-градусные ролики активно используют на B2C-рынке.
Компания Excedrin, производящая лекарства от мигрени, использует технологию 360-градусного видео, чтобы показать, какие неудобства испытывают люди с мигренью, находясь на работе.
Технология великолепна, но только если она служит цели бренда. Мы использовали эту технологию, потому что мы чувствовали, что это был самый реалистичный способ воплотить в жизнь переживания мигрени, и мы в равной степени привержены развитию сочувствия и понимания, поскольку мы дарим людям фантастические продукты, — Скотт Яковино, старший бренд-менеджер Excedrin.
Вывод
В то время, как VR/AR разработки для лечения и диагностики подходят к началу взлётной полосы, технологии, предназначенные для решения задач промышленных фармкомпаний, университетов, госпиталей уже успели доказать свою эффективность. С каждым годом к разработкам в форматах VR/AR и 360 бизнес, обучение и госсектор подходят всё серьёзнее.
Российская медицина видит большие перспективы применения виртуальной реальности в реабилитации пациентов и лечении расстройств психо-эмоционального характера. Однако для большего распространения VR/AR-проектов в этой области медцентрам и разработчикам требуется поддержка государства и бизнеса, необходимо глубокое изучение технологий, должны проводиться новые исследования и запускаться новые пилотные проекты.
А вот в рамках корпоративного и университетского обучения, помощи врачам, маркетинга и рекламы технологии отлично применимы уже сегодня. И такие проекты помогают бизнесу экономить, повысить уровень безопасности или привлечь внимание аудитории.