Все публикации

Как не играть в рулетку при выборе VR-подрядчика: что нужно знать, на что смотреть и о чём спрашивать

Осознанный подход к интеграции современных технологий в компании сегодня позволяет упростить, удешевить и повысить эффективность многих бизнес-процессов. И если об автоматизации производства сказано уже очень много, то с VR/AR всё не так просто. За несколько лет существования технология уже успела себя зарекомендовать и доказать эффективность в десятках крупных компаний, но при этом отголоски скептически настроенного бизнеса до сих пор слышны.

Как показывает практика, недоверие к VR/AR у управленцев возникает по двум причинам: из-за недостатка информации или же из-за наличия практики столкновения с некачественно выполненными проектами. Для победы над скептицизмом клиентов VR-компании активно рассказывают о технологии и публикуют совместные с учёными результаты исследований, но вот секретами о том, как из тысяч подрядчиков найти «того самого» делиться готовы далеко не все. Мы же расскажем, как выбрать подходящую команду для вашего проекта.

Тескт — рекомендации от нас и наших клиентов. Вместе мы выделили направления, на которые будет полезно обратить внимание, независимо от того, выбираете вы VR-разработчика по тендеру или же без него.

Разработка с нуля или «коробочное» решение?

Сегодня на рынке появляются «коробочные» продукты, которые могут закрыть типовые бизнес-задачи компаний. Какое решение выбрать, всегда зависит от целей внедрения VR/AR-продукта.

Например, симуляция «Обучение навыкам публичных выступлений» может подойти для практически любой компании, сотрудники которой выступают на конференциях и мероприятиях.

Основные преимущества «коробочных» решений — невысокая стоимость, быстрое внедрение, универсальные настройки, заранее просчитанные KPI. Эти свойства — обязательные составляющие такого продукта, так как далеко не все проекты на рынке, которые позиционируются «готовыми решениями», в действительности являются таковыми. Кроме того, вы всегда можете найти информацию о том, как это решение работает в других компаниях из смежных отраслей. Из минусов можно выделить отсутствие кастомизации под ваш бизнес. В ряде случаев кастомизировать «коробочное» решение, правда, можно за отдельную доплату.

В случае, когда требуется разработка проекта, настроенного под индивидуальные потребности и систему бизнеса, стоит отдать предпочтение разработке под заказ.

В этом случае разработчик сможет учесть практически все ваши пожелания, создать удобный для ваших специалистов интерфейс, стилизовать VR-симуляцию, настроить индивидуальные права доступа, использовать привычные для вас термины и многое другое.

Формирование целей и задач проекта

Приступая к реализации проекта, запаситесь временем и терпением. Обязательно обсудите с подрядчиком приоритетные для вас цели и задачи, подходящие варианты реализации.

Как и любое другое технологическое решение, стоящее денег, VR-проект должен полностью отвечать целям и задачам подразделения компании.

Недоделанная или некачественно выполненная работа, потерянное время и дополнительные вложения — к таким результатам могут привести не до конца проработанные цели и задачи вашего проекта.

Трудности могут возникнуть в процессе формирования параметров, по которым можно будет отслеживать эффективность внедрения. В случае с новыми проектами в виртуальной реальности, привычные KPI не всегда возможно установить.Как правило, заранее выставить целевые показатели можно лишь в случае, когда разрабатываются аналоговые версии проектов и данная симуляция — не первая в вашей компании или же вы используете «коробочное» решение, эффективность которого уже была доказана на примере других заказчиков.

Если данный проект — первый, постарайтесь совместно с подрядчиком установить параметры, по которым можно будет отслеживать изменения в тех или иных областях. Для этих целей запустите небольшой «пилотный» проект.

Имеющие опыт в VR компании, как правило, заранее просчитывают снижение финансовых расходов на обучение и командировки сотрудников, уменьшение рисков, сокращение временных затрат и пр. Таким образом, вы сформируете экономическое обоснование проекта, рассчитаете срок его окупаемости.

До внедрения VR стажёры учились примерно 3 месяца с хорошими наставниками, в цеху, лабортории. К основным операциям могли быть допущены только после завершения трёхмесячной стажировки. А это — три месяца фонда оплаты труда, 2 месяца оплачиваемой работы наставника. Сейчас, благодаря обучению в VR, ребята через 3 недели уже могут самостоятельно выходить в цех, — говорит Татьяна Тангишева, руководитель направления развития персонала компании BIOCAD.  (Из интервью телеканала Санкт-Петербург).

Обратите внимание на коммерческое предложение. Оно должно содержать описание решения и обоснование предложения подрядчиком. Предварительный анализ и оценка процесса выполнения позволят ещё раз проверить знаний команды и понять, есть ли у подрядчика с заказчиком общее видение проекта.

Также стоит заранее обозначить «контрольные точки», по которым вы всегда сможете отследить, выполняются ли поставленные цели и задачи, оправдывает ли проект ожидания.
Закладывайте временные и финансовые ресурсы на выбор, закупку или аренду VR-устройств, валидацию внедрения. В ряде случаев поддержку вам сможет оказать разработчик, который подскажет, где выгоднее приобрести технику или проведёт с вами совместные исследования, расчёты.

Стоит учитывать, что для качественного исполнения проекта может потребоваться дополнительное время. Например, если вам нужна качественная симуляция по промышленной безопасности, от подрядчика потребуется съёмка и точные замеры местности. Без соблюдения этих условий не удастся добиться реалистичности.

Кроме того, подрядчик может запросить проведение интервью с вашими специалистами для того, чтобы узнать о тонкостях и нюансах профессии. Будьте готовы предоставить документально оформленный набор инструкций или пошаговых действий,важных при разработке проекта. Для сбора необходимого материала от подрядчика должен быть своевременно оформлен соответствующий запрос.

Планирование и инструменты реализации

Если вы впервые сталкиваетесь с руководством подобным проектом, то смета может быть удобным ключом к разговору — разбор отдельных строчек лучше погрузит вас в тему и по ответам вы оцените, насколько верно понята задача и предложенное необходимо вам. Документ отражает, насколько прозрачно формируется цена, в чём потенциальный подрядчик видит сложности, как умеет декомпозировать задачи, обозначаются наиболее трудоёмкие части проекта.

Не забывайте о важных мелочах. Например, вы решили сделать VR-квест для сотрудников об истории компании. В списке работ вы точно встретите разработку трёхмерной графики и программирование. Но вот о о звуках предметов или об анимации интерфейсов могут забыть, хотя, они во многом превращают простую виртуальную комнату в полноценный и реалистичный опыт.

— Приложения разрабатываются под различные виды платформ, к каждой из которых требуется разный подход с точки зрения оптимизации графики. Необходимо оптимально использовать ресурсы и возможности каждой платформы, с учётом ключевых особенностей проекта. Важен баланс между детализацией графической составляющей проекта, скоростью ее отрисовки и мощностью аппаратной части, между ресурсозатратностью программных компонентов и, например, в случае с мобильным устройством, расход энергии батареи, — говорит технический арт-директор Modum Lab, Святослав Бизяев.

Другой необходимый документ — тайминг проекта. С ним вы сможете понять основные отчётные точки, моменты, где потребуется ваше участие, возможности команды по выстраиванию параллельных процессов и перечень необходимых подзадач Наконец, для сравнения вы можете попросить проектную документацию по одному из прошлых проектов.

Обратите внимание и на предлагаемые варианты реализации и их обоснование. Так, отдавая предпочтение стационарному устройству, вроде HTC Vive или Oculus Rift, подрядчик должен опираться на решение бизнес-задачи, а не просто на возможность сделать более красивую и менее оптимизированную графику. Например, для одновременного обучения в VR большого количества человек в одном помещении, указанные выше устройства могут не подойти.

Когда у заказчика возникает потребность автоматизировать, масштабировать и усовершенствовать то или иное направление ее деятельности, её топ-менеджеры не всегда понимают, как именно это сделать. Исходными параметрами служит перечень требований и результатов, которых предстоит достичь за счёт внедрения новой технологии. При этом целый ряд проблем, как правило, не получится решить одной лишь VR-симуляцией.

Для решения комплексных задач компании нужна некая комплексная система, в которую в любой момент можно внести изменения, добавить недостающие элементы или исправить те или иные баги. В этом случае, для экономии времени и средств следует обратить внимание на наличие у разработчика собственной платформы.

Если у VR-компании есть платформа, то не придётся с нуля разрабатывать новые симуляции и как следствие, в разы переплачивать за время и труд команды. На сегодняшний день, правда, платформу собственной разработки имеют единицы VR-компаний, и как правило, крупных.

Обратить большое внимание следует на режиссуру и детальную проработку будущего проекта. Для создания качественного VR/AR-проекта необходима прежде всего хорошая режиссура, в которой учтена специфика представления информации в VR/AR-формате, взаимодействия пользователя в симуляции, общий нарратив. От такой режиссуры будет зависеть качественная проработка задания, а далее — графических материалов.

Опыт команды

Первый уровень оценки опыта — наличие у потенциального подрядчика нескольких уже реализованных кейсов из соответствующей вашей области. В идеале, это должны быть близкие по назначению проекты. Например, если вы планируете создать шоурум в VR, то у команды должны быть опыт работы создания шоурумов.

Обратите внимание и на то, что демо-версии проектов и внедрённые, уже работающие в бизнесе кейсы, направленные на решение конкретных задач — это совсем разные вещи. Конечно, предпочтение стоит отдавать второму варианту.

Несколько менее подходят команды, в целом имеющие опыт создания интерактивных симуляций в виртуальной реальности, но не имеющие опыта работы с бизнесом в этой отрасли. Ещё менее — команды вообще имеющие опыт создания VR/AR. Когда задача не очень сложная или в большей степени состоит из разработки трёхмерной графики, могут подойти даже команды только с опытом в разработке игр.

Для оценки релевантности опыта важно посмотреть проекты вживую — в очках виртуальной реальности и с дополнительным оборудованием. Изображения и видео не показывают, корректно ли работает конечный продукт и не дают возможности ощутить, схожи ли ценности команды с вашим видением проекта, насколько подходит формат и стилистика исполнения проекта.

Если разработчик мотивирован взяться за проект и сообщает о достаточной компетентности, но готовых кейсов для демонстрации нет, то стоит начать с пробной задачи. Это может быть небольшое неоплачиваемое тестовое задание для демонстрации ключевых навыков или фрагмент будущего проекта, выполнение которого также оплачивается. Так за минимальные деньги вы сможете проверить команду. Опытный исполнитель всегда вступит в диалог с заказчиком, пошагово разберёт рациональность вашего запроса и найдёт компромисс. Крупные и развитые компании-разработчики могут потребовать небольшую оплату за создание демо-версии проекта и это — нормальная практика.

Богатым опытом выбора подрядчика для реализации VR/AR-проектов с нами поделился руководитель направления VR/AR Корпоративного университета Сбербанка, Кирилл Стеценко. Кстати, Корпоративный университет Сбербанка для обучения сотрудников использует уже более 12 VR/AR-симуляций.

Как правило, алгоритм выбора таков: потенциальному подрядчику предлагаем выполнить небольшое тестовое задание, создать демо-версию проекта и просим продемонстрировать уже имеющиеся портфолио. Несмотря на то, что богатый опыт команды очень важен, порой мы делаем исключения и сотрудничаем с совсем молодыми студиями. В определённых случаях важен именно свежий взгляд разработчика на возможные пути решения существующих задач.

Интересны бывают и стартапы, о которых узнаём анализируя рынок, СМИ, посещая тематические выставки и конференции. В этом случае важно понимать, как использовать решение таким образом, чтобы его покупка была интересна и выгодна заказчику.

При этом, при выборе нового подрядчика через тендерные площадки следует проявлять осторожность. Зачастую компании сталкиваются с лже-разработчиками, имеющими большой опыт в обеспечении контракта при ведении электронных торгов, но не имеющих абсолютно никакой технологической базы и реальной экспертизы. В этом случае «рекламщики» подключают к реализации проекта никому неизвестных суб-подрядчиков без нужного опыта,  — рассказал Кирилл Стеценко.

Как правило, компании-лидеры рынка уже имеют по несколько внедрённых VR-проектов и если среди них вы найдёте больше одной симуляции от одного разработчика, это может быть хорошим знаком.

Компетентность команды разработчика также может зависеть от количества возвратившихся клиентов.

При необходимости выбора одной команды из нескольких, обратите внимание и на сроки итоговой разработки проекта, итоговые цены. Как ни банально, но самые дешёвые варианты могут вас разочаровать, а могут наоборот — иметь инструменты удешевления стоимости, которые не скажутся на качестве проекта. Слишком высокая стоимость может говорить о завышении цены, а может свидетельствовать о выявленных командой специфических проблем реализации проекта, которые не заметили другие потенциальные подрядчики. И в том и в другом варианте стоит лично связаться с разработчиком и узнать причины сложившейся стоимости.

Текущий состав команды

IT — подвижный и быстрорастущий рынок, поэтому квалифицированные специалисты относительно быстро меняют места работы. Стоит проверить, что необходимый минимум людей в команде сейчас есть.

Для возможности создать VR/AR–проект в команде должны быть 3D-моделлер, UI/UX дизайнер, аниматор, креативные директор, ответственный за спецэффекты, программисты под одну из платформ — Unity или Unreal Engine, менеджер проекта и тестировщик.

Для проекта с видео 360 3D-моделлер и аниматор заменяются режиссером-оператором. В некрупных проектах он может отвечать за все этапы проекта и привлекать специалистов по свету и звуку под конкретные задачи. В зависимости от типа проекта, к этому списку добавляются другие: в маркетинговом проекте появляется аккаунт-менеджер, в образовательном — методист (может называться методологом или педагогическим дизайнером), а в игровом — гейм-дизайнер.

Есть популярное возражение, что недостающих специалистов можно набрать среди фрилансеров и команд-субподрядчиков, но в этой ситуации остается задача по приёмке внешних результатов работы, и она должна исполняться людьми с соответствующими компетенциями.

Частично создание VR/AR-проекта пересекается с обычным 3D-программированием, поэтому основные требования к исполнителям — это владение технологиями и подходами в реализации realtime 3D в широком смысле. Если технические специалисты знакомы со спецификой VR-технологии, понимают нюансы построения комфортного пользовательского опыта, то это может помочь в работе и 3D-художников и программистов, — говорит технический директор СТО Modum Lab, Юрий Тихомиров.

Условия реализации проекта

Перейдём к этапам непосредственной разработки проекта. Первое и, пожалуй, наиболее важное в организации работы — промежуточные показы, которыми не стоит пренебрегать. Они позволяют сверить представление о результат и вовремя внести свои пожелания.

Есть по крайней мере четыре точки, в которых вы можете запросить материалы: разработанный сценарий, концепция дизайна и основной вид экранов, собранная 3D-модель и продукт после первичного тестирования.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание — это перечень необходимых действий со стороны заказчика, ведь это — часы внутренних сотрудников вашей компании. Например, при реализации любого проекта необходимы согласование, бета-тестирование и тестирование продукта. Количество других действий с вашей стороны всегда можно обсуждать и регулировать индивидуально. При этом важно обозначить этапы сдачи проекта — что именно разработчик предоставит вам в первую очередь и что получится в финале.

Негативно повлиять на качество реализуемого проекта может и заказчик. Такое случается, при внезапном изменении требований к проекту, при недостаточном объёме предоставленной информации, изменении итоговой стоимости, сжатии сроков или при затягивании сроков внутренних согласований.

Поддержка внедрения

Ещё один ключевой момент — возможность оказания поддержки при внедрении проекта со стороны разработчика.

Часто проблемы у заказчика возникают на этапе внедрения VR-проекта. Особенно это актуально в случае, если проект — первый. Пренебрегать этим этапом не стоит, потому что простой системы часто обходится заказчику дороже, чем осуществление её поддержки командой разработчиков.

Зачастую бизнес ограничивается покупкой решения, но не понимает, что в стоимость может не входить помощь с внедрением проекта и последующая поддержка со стороны разработчика.

Стоит понимать, что недостаточно купить поезд — нужно ещё проложить для него рельсы и поставить состав на них, проработать выгодный маршрут.

Важные этапы поддержки со стороны подрядчика при разработке VR-проекта: проведение исследований его эффективности, методическая проработка использования, составление памяток для руководителей VR/AR-направлений и рекомендации по настройке и обновлению программного обеспечения.

Исследования должны исходить из целей и задач компании, внедряющей продукт. Например, они могут быть связаны с изменением уровня мотивации сотрудников, узнаваемости продукта или повышением качества и скорости сборки оборудования. Для проведения анализа происходящих изменений, сотрудников компании обычно разделяют на две контрольные группы и выясняют, как изменились результаты команды, которая проходила обучение в виртуальной реальности, по сравнению с теми, кого обучали по классической образовательной программе.

Ещё один важный момент поддержки со стороны подрядчика, который стоит обсудить и прописать заранее, — закупка и обслуживание оборудования. Цена на VR/AR-очки сегодня всё ещё остаётся довольно высока, особенно, если есть цель обустроить целый VR-класс. Например, при стоимости единицы оборудования в 55 тыс. рублей, закупка техники на 30 человек обойдётся в 1 млн 650 тыс. рублей.

Поэтому стоит оговорить моменты, касающиеся закупки или аренды оборудования: какая модель VR-очков подойдёт вам больше других, будете вы покупать/арендовать самостоятельно или через подрядчика, как поддерживать гигиеничность оборудования и к кому обратитесь, в случае поломки?

В договоре о поддержке прописываются сроки проведения совместных исследований, предоставления помощи с вводом VR-проекта в бизнес-процессы компании, помощи в работе с оборудованием и действия на случай любой неисправности.

Вывод

Процесс создания качественного VR-проекта — процесс двусторонний и это непременно стоит помнить, как заказчику, так и подрядчику. В первую очередь, вы совместно работаете над инструментом, который при правильной разработке и грамотном внедрении сможет повлиять на реальные бизнес-процессы компании.

Подытожим всё вышесказанное и выделим основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

  1. Определите цели и задачи вашего проекта, по возможности выделите KPI.

2. Определите, подойдёт вам «коробочное» решение или разработка на заказ.

3. Проведите предварительный анализ: выявите потребности компании, «пробелы», которые сможет закрыть проект, установите параметры, чтобы отслеживать изменения в тех или иных областях.

4. Обговорите цели и задачи проекта с потенциальным подрядчиком.

5. Установите сроки реализации и стоимость за обговоренный набор функционал.

6. Убедитесь в компетентности команды подрядчика: просмотрите предыдущие проекты, а также узнайте, оказались ли они эффективны в бизнесе.

7. Договоритесь о формате коммуникации и ключевых точках сверки.

8. Выявите сложности и наиболее трудоёмкие для подрядчика части проекта.

9. Обсудите варианты реализации демо-версии проекта и его тестирования.

10. Запрашивайте материалы при разработке сценария, дизайна,3D-моделей и продукта после первичного тестирования

11. Проведите исследования эффективности, по крайней мере на небольшой тестовой группе.

12. Обсудите сроки поставки и стоимость подходящего именно вам оборудования

13. Не забудьте про важность поддержки внедрения и своевременное обновления VR-симуляции.

14. Дорого — не всегда хорошо, а дёшево — не всегда удача. Ищите золотую середину.

Эффективной работу с подрядчиком можно назвать в случае, когда соблюдены установленные сроки проекта, не «всплыли» ранее не озвученные подрядчиком необходимые средства, были проведены значимые исследования и тестирования, успешно завершились «пилотные» запуски проекта, а подрядчиком вам было оказано содействие с закупкой оборудования и на этапе внедрения проекта.

Сноровка PRO - единый каталог VR/3D-тренажеров Вестник VR - актуальные новости российского рынка VR/AR
Мы используем файлы cookie. Подробнее — в нашей политике конфиденциальности.