Все публикации

Как оборудовать VR-класс в компании или школе: о чём стоит знать, на что смотреть?

Интерес к виртуальной реальности растёт как со стороны компаний, так и со стороны образовательных организаций. Из разряда пилотных VR- проекты становятся полноценными инструментами, а потому встаёт вопрос о масштабировании технологии. Это требует решения вопросов о системной интеграции и не только в бизнес и образовательные процессы, но и в физическое пространство офисов, классов. В ряде случаев обучение проводят на местах, а иногда под эти цели организовывают VR-помещения.

Для того, чтобы бизнес, школы, университеты, используя VR-проекты, не столкнулись с неожиданными вопросами, касающимися организации пространства, мы подготовили некоторые рекомендации. В тексте ниже расскажем, как правильно организовать пространство для обучения, сколько для этого понадобится места, какие нужны люди и в каких случаях необходимо создавать специальные классы, а когда может подойти в любое свободное помещение. Затронем также и типовые сложности, которые могут возникнуть при работе с VR, поясним, как правильно организовать комфортное для обучения в формате виртуальной реальности пространство.

Стационарные и мобильные устройства: в чём отличия и что выбрать?

Выбор того или иного устройства должен быть обусловлен целями и задачами VR-проекта: будет он создан для индивидуального обучения или группового, для демонстрации маркетингового проекта под выставки или же речь идёт о просмотре 360-градусного видео.

Порядок подготовки помещения к VR-обучению, в первую очередь, зависит от типа используемого оборудования и целей проекта. Сегодня на рынке есть мобильные устройства для воспроизведения VR-контента и стационарные.

В первом случае речь идёт о беспроводных VR-шлемах. В такие устройства контент загружается на внутреннюю память или сторонний носитель: они могут работать автономно или с подключением к мобильному телефону. Для воспроизведения симуляции или 360-градусного видео при этом не нужен компьютер, дополнительные провода. А если аккумулятор полностью заряжен, то можно обойтись и без розетки. Важно и то, что при передвижении пользователь не ограничен длиной провода. Скачанный контент на таких VR-очках может воспроизводиться без подключения к сети Wi-Fi. Использование мобильных устройств, однако, накладывает и некоторые ограничения на пользователей.

Изначально каждая симуляция разрабатывается под то или иное устройство, но длинные и «тяжёлые» проекты с качественной графикой адаптировать под мобильные шлемы трудно и это требует дополнительных ресурсов. В таком случае подойдут только стационарные. Кроме того, на мобильных устройствах чаще, чем на стационарных возникают и проблемы с трекингом. Есть, правда, «компромиссные» варианты, с неплохим трекингом — например, VR-шлем Oculus Quest.

VR-шлем Oculus Quest/ Image: https://www.oculus.com/quest/
VR-шлем Oculus Quest/ Image: https://www.oculus.com/quest/

VR-шлем Oculus Quest/ Image: https://www.oculus.com/quest/

Стационарные устройства несколько более производительны, но подразумевают необходимость проводного подключения к компьютеру. Если использовать популярные HTC Vive или HTC Vive Pro, то понадобится установить «базовые станции» и, соответственно, потребуется больше места в помещении. При этом, если использовать стационарный Oculus Rift S, то дополнительные камеры или базовые станции не потребуются.

Более подробный обзор особенностей существующих на рынке устройств для корпоративных задач и детского обучения вы можете посмотреть в нашем обзоре мобильных VR-систем для бизнеса за 2018 год.

Технические ограничения мобильных и стационарных VR-шлемов

На этапе задумки VR-проекта важно учесть ограничения, которые могут быть наложены выбором мобильных или стационарных VR-очков.

Когда подойдут мобильные устройства?

В условиях класса мобильные шлемы, по типу самого популярного в России — Vive Focus, отлично подойдут для воспроизведения 360-градусного видео. Для этих же целей подойдёт и Oculus Go, который, правда, сложнее купить в России. В таком случае обычно пользователям не нужно передвигаться, а потому проект можно без труда воспроизвести, например, за рабочими столами учеников или сотрудников. Здесь, правда, важно не забыть про наушники, так как звук из динамиков устройства может помешать соседу.

Важное преимущество Vive Focus — наличие Kiosk mode, который ограничивает функцию выхода из приложения. Запуская VR-шлем, обучаемые сразу же оказываются в нужной симуляции и не могут попасть в главное меню или зайти в другую программу. Это очень удобно в корпоративном и школьном использовании.

Функция Kiosk mode значительно упрощает работу с VR-шлемом для неопытных пользователей. Надев устройство на голову, человек сразу же окажется в нужной для обучения симуляции и не сможет из неё выйти без особых знаний.

Кстати, для обучения в ограниченном пространстве отлично подойдут и шлемы с 3-DoF, когда человек ограничен в степени перемещения в пространстве, а в передвижении 6-DoF нет необходимости.

Когда мобильные устройства не подойдут?

В условиях ограниченного пространства корректной работе мобильного VR-шлема может мешать функция трекинга. Не получится использовать VR-шлемы в тесном классе, если в рамках обучения пользователь должен будет передвигаться.

Мобильные устройства могут «ужать» качество картинки, а потому могут не подойти, если важно качество симуляции и реалистичность.

Мобильные устройства также могут не подойти и в случае, когда в классе недостаточно розеток. При постоянном использовании шлемы могут достаточно быстро разряжаться, а потому для обеспечения бесперебойной работы подключение к розеткам очень важно.

О чём ещё важно подумать?

Если вы всё же заказали VR-шлем из-за границы, необходимо заменить блоки для зарядных устройств. Часто они бывают изготовлены по американскому образцу и не подходят для розеток российского типа.

Когда нужны стационарные устройства?

Стационарные шлемы дороже мобильных, так как требуют покупки достаточно мощного компьютера с высокоскоростным интернетом, а потому их использование можно рассматривать, по-первых, при наличии достаточного бюджета.

Стационарные устройства практически незаменимы в случаях, когда важна функция 6-DoF и возможность свободно перемещаться, взаимодействовать с предметами.

Мы также рекомендуем использовать стационарные устройства в промышленном корпоративном обучении.

Стационарные устройства лучше, чем мобильные подходят для командной работы и сетевого взаимодействия пользователей.

Из-за подключения к компьютеру качество графики на стационарных устройствах будет выше. Стационарные устройства, такие, как Vive Pro, Oculus Rift, Vive Cosmos актуально использовать, когда важна высокая производительность, отличное качество картинки и возможность перемещаться в пространстве. VR-очки отлично подойдут для индивидуальных тренировок, когда в одном классе расположены одни VR-очки.

Когда не подойдут?

Трекинг стационарных устройств осуществляется, в основном, за счёт развешанных камер, а потому нужно прикрепить камеры к потолку.

Для функционирования одного стационарного шлема нужен один компьютер, а потому важно подумать о финансовой стороне вопроса и их удобном размещении в классе.

Одновременно в VR-классе может обучаться ограниченное число людей (как правило, не больше пяти). Если вы хотите обучать большие группы за один сеанс, то такие устройства могут не подойти.

VR-класс или обучение на местах?

Необходимость выделить отдельное помещение под тренировки в VR-формате может оказаться настоящей проблемой для корпораций или школ из-за нехватки свободного пространства, а потому подумать над решением этого вопроса стоит ещё до начала разработки проекта. Часто VR является частью смешанного обучения, а потому помещение должно быть комфортным и для других активностей — деловых игр, лекций, уроков и т.п.

Выбор необходимого пространства зависит от целей обучения. Например, отработка hard skills, как правило, требует больше свободного места вокруг обучаемого, нежели тренировка soft skills, когда человек может оставаться практически неподвижным. В ряде тренировок по промышленной безопасности или по отработке навыков работы со сложным оборудованием, а также при командной работе пользователю может быть важно симулировать работу руками или даже передвигаться ногами на небольшие расстояния. В таком случае актуально выделить под VR-обучение отдельное помещение или же обеспечить безопасность обучаемых при передвижении — убрать из класса все потенциально опасные предметы, раздвинуть столы и стулья.

При организации пространства следует:

  1. Определить цели и задачи VR-обучения
  2. Определить максимальное число человек в одной группе
  3. Время прохождения обучения одним пользователем
  4. Определить необходимую степень свободы перемещения в пространстве для каждого из пользователей
  5. Определить пропускную способность тренажера: сколько человек и за какое время нужно обучить

Групповое обучение посредством диалоговых симуляций будет неудобно проводить в одном классе, так как обучаемые могут мешать друг другу.

Если VR-проекты в компании или школе не будут являться частью ежедневного образовательного процесса, то важно обустроить гармоничное помещение, которое можно без труда преобразовать в настоящий VR-класс и также использовать для других целей.

Например, мы в Modum Lab в этом году провели эксперимент, в рамках которого подготовили к ОГЭ при помощи VR более 60 учеников без организации специальных VR-классов. Ребята занимались за своими партами, но и проделывали небольшую практическую работу руками — взаимодействовали с иммерсивной средой при помощи джойстика.

Покупать большое количество устройств необязательно. Для прохождения наиболее сложных тем программы в VR, где важна наглядность и практика, пользователей можно разделить на группы или организовать прохождение симуляции по очереди.

Для того, чтобы провести урок продуктивно, мы разделили учеников класса на группы. ВVR-формате, в одном помещении, занимались не больше 10 школьников. Чтобы дети не задели друг друга руками при выполнении практики и не слышали звуков из соседних шлемов, мы рассадили их по одному человеку за партой, в шахматном порядке.

При организации обучения в VR детей и подростков на месте всегда должен находиться, как минимум, один взрослый, который поможет ребятам настроить оборудование, проследит за дисциплиной и организует урок.

Если речь идёт о тренировках на мобильных устройствах, занятия могут проходить в любых помещениях, где можно освободить достаточное пространство для тренировки: в случае необходимости раздвинуть столы, стулья и разместить обучаемых.

Если речь идёт о тренировках на стационарных устройствах, то на потолке необходимо предварительно закрепить несколько «базовых станций», которые никак не помешают при использовании помещения в других целях. При этом обучаемые всё же окажутся «привязаны» к определенному классу для прохождения тренировок в VR. Стоит также понимать, что возможное количество стационарных устройств в одном помещении зависит от площади пространства. В классе размером 25 м² получится комфортно разместить и использовать не больше четырёх комплектов одновременно.

Обучение в классах обычно не рассматривается случаях, когда компания имеет несколько филиалов или дочерних обществ, где необходимо проводить выездное корпоративное обучение. В таком случае ответственные за VR-обучение сотрудники выезжают с оборудованием на места и организуют образовательный процесс в удобное для отдельных работников время. VR-проекты масштабируются и обучение могут проходить люди, находящиеся на своём рабочем месте в любом городе или даже стране. В этом случае вам понадобятся защитные кейсы для шлемов, ноутбуков и стойки для базовых станций.

Пример защитного кейса для VR-очков
Пример защитного кейса для VR-очков

Интересный вариант VR-обучения линейного персонала без привязки к конкретному помещению организовали, например, в компании Walmart. В каждый из нескольких тысяч магазинов сети было закуплено по 2 устройства. В свободное от работы время, обеденный перерыв или в моменты, когда покупателей немного, сотрудники могут по очереди взять VR-шлем, запустить нужную им программу и самостоятельно пройти тренировку в удобном для них месте.

Интересный вариант VR-обучения линейного персонала без привязки к конкретному помещению организовали, например, в компании Walmart. В каждый из нескольких тысяч магазинов сети было закуплено по 2 устройства. В свободное от работы время, обеденный перерыв или в моменты, когда покупателей немного, сотрудники могут по очереди взять VR-шлем, запустить нужную им программу и самостоятельно пройти тренировку в удобном для них месте.

Кстати, в общей сложности Walmart закупил 17 тысяч VR-шлемов и всего за год более миллиона сотрудников научились общаться с конфликтными клиентами, не паниковать во время «чёрной пятницы», узнали правила расстановки товаров на полках и познакомились с основными принципами работы в компании. При этом компания отслеживает, кто и как именно использует VR, анализирует поведение и закономерности в действиях сотрудников в процессе тренировки.

Такой вариант может быть отлично применим при прохождении сотрудниками несложных инструктажей и на промышленных предприятиях, в сетевых магазинах или в очень крупных корпорациях, филиалы которой рассредоточены в разных городах.

Технология не будет работать сама по себе. Даже в случае формата обучения, как в Walmart, в компаниях должен быть человек, ответственный за обслуживание техники, её своевременное обновление, зарядку, поддержание гигиены и другое.

Ответственный за технику при этом может быть мобильным и время от времени перемещаться по магазинам сети.

Например, в крупных российских корпорациях, таких как Сбербанк, ВТБ, ПАО «Газпром нефть» или BIOCAD уже существуют специалисты, которые занимаются развитием VR-проектов, их внедрением, обслуживанием, организацией VR-обучения.

В Корпоративном университете Сбербанка одновременно используют более 60 устройств для обучения студентов. Один из преподавателей cледит за устройствами, занимается обновлениями, готовит их к использованию, проводит инструктажи для новичков и организует занятия в VR.

VR-обучение в Корпоративном Университете Сбербанка

Важные мелочи

Имея большой опыт в процессах внедрения VR-проектов в бизнес и образование, мы сталкивались с ситуациями, когда, казалось бы, неважные мелочи могут негативно сказаться на образовательном процессе, затормозить его. Выделим основные моменты.

Исправные розетки — это те самые маленькие детали, наличие которых обязательно в помещении, где проходит VR-обучение. Если в случае со стационарными шлемами забыть о розетках практически невозможно, то вот мобильные устройства на практике зачастую оказываются без источника питания. Стоит помнить, что мобильные шлемы, в зависимости от длины обучающей симуляции, могут оказаться с пустой батареей уже после нескольких прохождений симуляции.

Стоит обратить внимание и на штекеры розеток. Этой проблемы не возникнет, если устройства от производителя HTC куплены в России. В остальных же случаях велика вероятность того, что вместе со шлемом вы найдёте в коробке штекер американского образца и не сможете им воспользоваться. Закупить переходники при этом следует по количеству заказанных шлемов, так как нередко возникают ситуации, когда VR-очки разряжаются одновременно.

Пример неподходящего штекера
Пример неподходящего штекера

HDMI-провода — ещё одна важная деталь при эксплуатации оборудования. Обычно необходимые кабели идут в комплекте со шлемами, но они быстро теряются или изнашиваются. Поэтому на всякий случай рекомендуем иметь запасной экземпляр, который выручит вас в самый неожиданный момент.

Если для работы с симуляцией не нужен интернет, то работать с мобильными и стационарными устройствами можно и без подключения к сети.

При этом, если на устройство нужно что-то скачивать по ходу прохождения симуляции, понадобится интернет со скоростью 10–50 мб/с. Если необходима интернет-авторизация, то будет достаточно скорости 2–5 мб/с.

Для комфортной работы с оборудованием и симуляциями мы всё же рекомендуем иметь доступ к высокоскоростному интернету.

Внедрение новой техники в компании рождает и стандартные вопросы, касающиеся гигиены: как ухаживать за шлемами и как сделать их использование комфортным. Гигиена VR-шлемов и уход за ними — важный момент, так как от него зависит износостойкость устройств, а также комфорт и даже здоровье пользователей.

Линзы следует протирать салфетками из микрофибры после каждого использования одним человеком. Подойдут мягкие салфетки для техники и обычных очков. В случае сильных загрязнений от макияжа и пота нужно использовать очищающие антибактериальные салфетки. Ими же нужно протирать кожаные ободки шлемов, если вы не используете защитные одноразовые накладки на устройства. В инструкциях по уходу к большинству шлемов просят не использовать спиртосодержащие средства для протирания линз. Но например разработчики Oculus Rift советуют не использовать спиртовые растворители вообще. Для очистки пластиковых деталей очков подойдут обычные нетканые салфетки для дома или техники. Исключение — VR-очки с тканевым ободком. Маловероятно, что такое оборудование подойдёт для эксплуатации в масштабах компании из-за недостаточной износостойкости, но если использовать его, то, в случае загрязнения, их рекомендуют протирать слегка влажной тканью. Кстати, на Oculus Go с тканевым ободком можно заказать удобные сменные ободки из кожи.

Пример сменных ободков
Пример сменных ободков

Пример сменных ободков

Вопрос гигиены и износостойкости особенно остро стоит при корпоративном использовании, когда один шлем за сутки могут использовать десятки человек, а нежный материал подкладки может испачкаться и износиться раньше времени. Производители и сторонние компании уже знают об этой проблеме, а потому активно предлагают её решение. На рынке уже появились всевозможные чехлы или «бахилы» для корпусов VR-шлемов, особенно распространены накладки на Oculus Quest. Недорогие аксессуары можно найти, например, на Aliexpress.

Чехлы для VR-очков. Image: Aliexpress<br>
Чехлы для VR-очков. Image: Aliexpress

Кстати, о том, как следить за гигиеной устройств и сделать повседневное использование использование VR-очков комфортным и безопасным, мы рассказывали в статье «Как сделать повседневное использование VR-очков удобным?» 

Система хранения будет удобна в случае, если у вас много устройств. Так после занятий в VR, устройства можно будет легко и достаточно компактно сложить в одно место. Конечно, для этих целей можно использовать и заводские коробки, но сегодня производители предлагают интересные решения для оптимизации и экономии пространства.

Если вы оборудуете целый VR-класс шлемами HTC VIVE Focus, то актуальным может быть специальный шкаф для хранения очков — ViveDu.

По словам производителей, шкаф для класса решает проблему учёта оборудования с помощью простых прозрачных дверей, может заряжать и дезинфицировать устройства, имеет ниши для хранения контроллеров и способен обеспечить централизованную синхронизацию, систему управления и обновления для контента.

И самое главное — не забудьте про сотрудника, который будет вовремя обслуживать достаточно дорогостоящую технику, обновлять её, протирать и складывать.

Вывод

Организация обучения в виртуальной реальности — несложная задача. Главное — подумать об этом заблаговременно, ещё перед этапом создания VR-проекта.

Для того, чтобы новый технологичный проект смог стать полноценной частью корпоративного или детского обучения, обсудите с разработчиком цели и задачи проекта, расскажите, каких результатов вы хотите добиться. Совместно определитесь с VR-оборудованием и продумайте, как комфортно разместить его в ваших помещениях. Если вы планируете перемещать шлемы, то заранее продумайте удобные варианты для их хранения и перевозки.

При поступлении VR-очков проверьте их комплектацию, убедитесь в наличии всех необходимых проводов и зарядных устройств. Проверьте, что у вас есть необходимое количество зарядных устройств, розеток и HDMI-проводов.

Крупные корпорации, которые не являются новичками в сфере применения VR, обязательно выбирают людей, отвечающих за устройства, организацию VR-обучения и хорошо разбирающихся в современной технике. Таким человеком может стать сотрудник из отдела цифровизации или руководитель направления корпоративного обучения. Для поддержания порядка в VR-классе и организации процесса обучения мы советуем делать также.

В школах обслуживать устройства и помогать детям могут учителя, прошедшие курсы повышения квалификации и умеющие работать с компьютером и VR-очками.

Сноровка PRO - единый каталог VR/3D-тренажеров Вестник VR - актуальные новости российского рынка VR/AR
Мы используем файлы cookie. Подробнее — в нашей политике конфиденциальности.